Тарас Павлюкевич: «Тренерская профессия – стена из кирпичей, которую надо достроить», ​Помощник главного тренера ЖФК «Динамо» в большом интервью рассказал о том, как пришёл в тренерскую профессию, почему выбрал женский футбол, а также поведал истории из своей недолгой, но богатой на события игровой карьеры, Женская футбольная Лига. Официальный сайт

Новость

25 июля

Тарас Павлюкевич: «Тренерская профессия – стена из кирпичей, которую надо достроить»

25 июля

Тарас Павлюкевич: «Тренерская профессия – стена из кирпичей, которую надо достроить»

Помощник главного тренера ЖФК «Динамо» в большом интервью рассказал о том, как пришёл в тренерскую профессию, почему выбрал женский футбол, а также поведал истории из своей недолгой, но богатой на события игровой карьеры

— Как давно вы в женском футболе?

— В женском футболе я оказался, можно сказать, случайно. Это было четыре года назад, когда я учился на вратарскую лицензию. Мне нужна была практика в профессиональной команде, к тому же интересно было посмотреть, как устроен женский футбол.

В то время Сергей Николаевич Лаврентьев (главный тренер ЖФК «Динамо» – Прим. пресс-службы) и Виталий Сергеевич Шадрин (тренер ЖФК «Динамо» и сборной России по работе с вратарями – Прим. пресс-службы) работали в женском «Чертаново». Они разрешили мне посещать тренировки, что пригодилось в учебе. В июне 2021-го весь их штаб пригласили в ЖФК ЦСКА. Так я перешел работать тренером вратарей в «Чертаново».

— А что было до «Чертаново»?

— В Москву переехали с семьёй в 2020 году, до этого я работал в ФК «Тюмень».

— Как вы оказались в «Динамо»?

— В ЖФК «Динамо» в 2022 году позвал Сергей Николаевич. Предложил стать помощником тренера. Для меня это был новый вызов, супруга меня поддержала, и я дал согласие. Первое время было непросто, тренерский штаб помогал и подсказывал. А потом втянулся.

— Как вам работается с Сергеем Лаврентьевым и его тренерским штабом?

— О том, как работает Сергей Николаевич и его штаб, я знал ещё со времён «Чертаново». Мы всегда поддерживали связь, поэтому, когда я только пришёл в «Динамо», то уже знал, чего хочет главный тренер и его помощники. У нас хорошее взаимопонимание, при этом бывают моменты, когда кто-то с кем-то не согласен. Как говорится, в обсуждении рождается истина. А так у нас всё хорошо, работаем.

— Расскажите, как устроена ваша работа, кто за что отвечает? В чем ваша основная задача?

— Как главный тренер Сергей Николаевич отвечает, по сути, за всё. Он дает направление, над чем работать, и дальше мы уже включаемся в работу. Раньше он смотрел, одобрял, а сейчас уже дошло до того, что мы понимаем друг друга с полуслова: он доверяет и видит, что происходит на поле.

Юлия Андреевна Гордеева отвечает за физическую подготовку игроков, Виталий Сергеевич Шадрин — за стандартные положения и теорию, я — за технико-тактическую работу с полевыми игроками. Получается так, что мы все друг друга дополняем – каждый делает свою важную работу, из чего складывается результат. Это ещё я не про всех ребят рассказал.

Есть врач Дмитрий Миролевич, очень важный и ответственный член команды, также наш массажист Дмитрий Никонов, который занимается восстановлением футболисток. Юрий Крысов – начальник команды, который решает очень много самых разных вопросов, администратор Денис Хисамиев во всём помогает тренерскому штабу и девчонкам, видеооператор Андрей Владимирович Первойкин снимает видео тренировок и матчей.

— Чем вы занимаетесь на матчах?

— На играх я веду статистику игроков. По сути, это маленькая аналитическая работа. При этом на основе этих данных мы вносим коррективы уже по ходу игры: например, как проявляется активность, когда одна команда прибавляет. В матче это бывает не очень заметно, а когда видишь статистику, все становится ясно.

— Давайте вернёмся ко времени, когда вы играли в футбол. Почему, кстати, закончили так рано?

— Дело случая. Я был действующим футболистом и в тоже время тренировал ребят. Как-то сам понял, что время пришло. Футбол люблю до сих пор, сейчас моя мечта сбылась — играю нападающим в ЛФЛ.

— Расскажите, как вы пришли в футбол, когда это было?

— В футбол я пришел тоже, по большому счету, случайно. Увязался за пацанами, попросился с ними в секцию футбола. Тренер посмотрел на меня и сразу отправил в ворота.

Раньше ведь, как было? Не самых техничных ставили в ворота. Не мешай, вставай в «рамку», и я пошёл на ворота. Все же хотят играть в поле, забивать голы, но при этом нужен и вратарь.

Моим первым тренером был Андрей Михайлович Гулаков. Когда сам стал тренером, вспоминал его тренировки, начал понимать, как же это сложно – доносить до молодых футболистов, как играть в футбол, и сколько нужно терпения, эмоций, чтобы справиться со всем. Также важную роль в моем становлении сыграл мой тренер по вратарям Юрий Леонидович Мурыгин, за что я ему очень благодарен. Если бы не его настойчивость и нереальные тренировки, меня бы в футболе не было. Это мой второй отец.

Получалось так, что в день было по пять тренировок. В шесть утра – с тренером вратарей, в 10:00 – первая тренировка с командой, в 15:00 – вторая с командой, в 17:00 – снова с тренером вратарей, и поздно вечером в 22.00 – бегал в мини-футбол с мужиками.

— И как вы выживали в таком ритме?

— Не знаю, как-то смог. Надо мной смеялись, говорили, что я умру от нагрузок, но, как видите, всё в порядке.

— А учеба не страдала?

— А на что решебники?

— То есть вы просто списывали?

— В том-то и дело, что нет. Раньше, если пропускал тему, то мы, пацаны, стеснялись подходить к учителю и что-то спрашивать. Пропустил и пропустил. Я брал решебник, смотрел, как строится решение и дальше сам решал. Мне нужно было понять сам принцип. В итоге я стал неплохо разбираться в математике и дополнительно даже взял экзамен по геометрии.

— Что было дальше?

— После окончания школы появилось предложение поехать на просмотр в молодежку ФК «Урал». Просмотр прошел удачно, так я попал в клубную академию.

— В каких командах ещё удалось поиграть?

— После «Урала» были ФК «КАМАЗ» (Набережные Челны), «ФК Томь» (Томск), «Тобол» (Курган) и «Тобол» (Тобольск).

Расскажу подробнее о «ФК Тобол» из Кургана. Команда играла во Второй лиге, я там был единственным приезжим, все остальные — местные. Город мне очень нравился. Команда у нас была интересная. Раньше было так, что игрок заканчивал карьеру в родном городе, и в Тобол обратно возвращались футболисты, поигравшие в нижегородском «Локомотиве», московском «Спартаке», сильных командах Первой лиги. То есть это в прямом смысле был сплав молодости и опыта.

— Какую команду вы считаете главной в своей футбольной карьере?

— Все команды для меня были главные, точнее, коллективы, с которыми я играл. Было время молодости, время становления, время силы и время, когда ты понимаешь, что скоро уже завершишь карьеру, тогда начинаешь наслаждаться последними мгновениями. Если коротко – ловил момент.

— Наверняка с каждой командой связаны какие-то личные истории. Какое самое яркое воспоминание осталось?

— Самые яркие воспоминания связаны с выездами, когда ты едешь на автобусе по 12 или 16 часов куда-нибудь, а у тебя рассветы или закаты, звезды на трассе. А ты едешь, смотришь и слушаешь воспоминания и смешные истории старших. Или играешь с ними в бридж. Бывали моменты, когда летишь на самолете по восемь часов, пока молодой, все это было весело. Честно, мне очень повезло с людьми, которые попадались на моём пути.

— Какое у вас образование? Как удавалось совмещать с работой?

— У меня высшее образования, закончил Уральский государственный университет физической культуры, направление — «Теория и методика футбола». Как только переехал в Екатеринбург и перешел в «Урал», сразу поступил в вуз. Два года ходил на все пары, благо тренировки были вечером.

После перехода в «КАМАЗ» стало сложнее, но с учителями остались хорошие отношения, я стал брать задания для самостоятельного обучения. В паузы приезжал, играл за университет, что мне тоже помогало. Так и завершил обучение, сдав госэкзамен и защитив диплом на «отлично».

— Были ли какие-нибудь стажировки?

— Да, я ездил на стажировку в амстердамский «Аякс», уже когда работал в Тобольске. Поездка продлилась всего неделю, а запомнилась на всю жизнь. Очень впечатлило, помогло многое понять.

Как я представляю тренерскую профессию? Есть стена, которая состоит из кирпичей, и всегда каких-то кирпичей не хватает. У меня было очень много пробелов в основании этой стены. Понятно, что есть книги, но всегда хотелось съездить на стажировку. Смотришь, что делают другие — общаешься, после применяешь на своей команде, что-то получается, что-то нужно изменить — это все очень интересный процесс, который никогда не останавливается.

В Нидерландах очень интересно выстроена работа с детьми, а также в главной команде в плане организации тренировочных занятий. Сами тренировки, отношения к футболистам, подходы к восстановлению. И интересная структура. Считаю, самый важный в нашем футболе – детский тренер.

— Как и почему вы решили стать тренером?

— Честно – не знаю, это пришло само собой. Хотел помогать детям. Думаю, все идет из детства. Моя мама — мастер спорта по биатлону, папа был мастер международного класса по велоспорту, тренер юношеской сборной. Помню, как в детстве меня брали на тренировки. Видимо, всё это дало импульс.

— Что, на ваш взгляд, является главным в тренерской профессии?

— Не останавливаться и постоянно развиваться. Есть хорошая фраза, которую приписывают философу Сократу: «Я знаю, что ничего не знаю». Эту фразу я всегда держу в голове, потому что каждый раз появляются какие-то новые нюансы. Ты сам растёшь, взгляд на упражнения меняется, всегда нужно искать что-то новое.

— Какими принципами в работе вы руководствуетесь?

— Самое главное, что пытаюсь донести до игроков – порядок бьёт класс. Нужно оставаться голодными до футбола, отдаваться на поле по максимуму, как бы тяжело не было. Быть наглым, с холодной головой, но с горящим сердцем. Наверное, это какой-то футбольный максимализм – отдаваться в игре, играть в подкатах, проявлять спортивную злость, наглость, биться. Но всё, что мы делаем на тренировках, проявляется в игре.

— Тренеры наверняка отвечают за атмосферу в команде. Как эта самая атмосфера создаётся?

— Доверием, общением, пониманием, честностью. Думаю, только так. Надо понимать, что для всех мы хорошими не будем, нужно говорить правду. Когда что-то не получается, надо об этом говорить. Сегодня обиделись, завтра помирились, эмоции проявлять нужно всегда.

— На тренировках видно, что атмосфера в коллективе хорошая. Бывают ли недопонимания?

— Конечно, такое всегда бывает и всегда будет. Идет обсуждение каких-то игровых моментов, а без эмоций играть невозможно. В женском футболе тем более. Женский футбол — дело тонкое, очень много нюансов.

— Какие у вас дальнейшие профессиональные планы? Есть мысли когда-нибудь стать главным тренером?

— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Мысли всегда есть, нужно просто достроить эту стену из кирпичей.

Сейчас я прохожу обучение на лицензию А УЕФА. Мы не так давно начали учиться, собралась очень интересная группа, РФС делает крутые и качественные занятия. Всё стало намного доступнее и понятнее. В процессе я записываю свои задумки, постепенно приходит понимание, но я все еще учусь. Если будут варианты, об этом, разумеется, я подумаю. Но пока я в «Динамо», где есть, чему поучиться.

Конечно, когда-нибудь хотелось бы стать главным тренером, но загадывать пока не буду. Мне интересно постигать тренерскую профессию постепенно. А вот когда уже предоставится возможность, я должен быть к этой возможности готов. Именно поэтому я учусь, занимаюсь самообразованием и саморазвитием. Попадается много интересных людей, с которыми я общаюсь, учусь у них чему-то новому.

Источник: ЖФК «Динамо»