Анастасия Морозова: «В детстве с ребятами с утра до вечера играла в футбол во дворе», Полузащитница рубиновых — о переходе в казанский клуб, работе с разными тренерами и любви к интеллектуальным развлечениям, Женская футбольная Лига. Официальный сайт

Новость

11 апреля

Анастасия Морозова: «В детстве с ребятами с утра до вечера играла в футбол во дворе»

11 апреля

Анастасия Морозова: «В детстве с ребятами с утра до вечера играла в футбол во дворе»

Полузащитница казанского «Рубина» рассказала о переходе в казанский клуб, работе с разными тренерами и любви к интеллектуальным развлечениям

— Расскажите, пожалуйста, как вы начали заниматься футболом?

— Все началось с папы: он часто брал меня с собой на улицу, когда мне было три-четыре года. Мы гуляли, и основным развлечением в нашем маленьком городке был футбольный мяч и что-то отдалённо напоминающее ворота.

— А кто был вашим футбольным кумиром в детстве?

— У меня была футболка Рауля из «Реал Мадрида». Её подарила мне тетя на седьмой день рождения — купила где-то на рынке. Так что, думаю, можно сказать, что в семь лет моим кумиром был именно Рауль.

— Что вам тогда больше всего нравилось в футболе?

— Мне просто было интересно играть. Это было весело, забавно, и футбол стал для нас настоящим развлечением. До подросткового возраста мы с ребятами собирались во дворе и играли с утра до вечера — на площадках, в школах, где угодно. Это был наш досуг, и я получала от него огромное удовольствие.

— А у вас в команде были какие-то позиции или все играли как придется?

— Честно говоря, тогда не было никаких амплуа. Все хотели забивать голы. Можно сказать, что существовало всего две позиции — нападающий и вратарь. Все остальные были своего рода массовкой.

— Как звали вашего первого тренера?

— Моего первого тренера зовут Александр Анатольевич Кох. Я бесконечно благодарна ему. Он заметил меня, когда я играла на стадионе, подошёл и спросил: «Хочешь заниматься футболом?» Мне было шесть лет, и я сразу ответила: «Конечно, хочу!» Он сказал: «Завтра приходи в секцию». Я подбежала к маме с сияющими глазами и рассказала ей — это был мой первый шаг в футболе.

— А как вы попали в «Енисей»?

— Я родом из города Ачинска. Долгое время тренировалась у Александра Анатольевича, и мы часто ездили на соревнования по краю. Впервые я попала в команду «Енисей», когда мне было 9 лет — точно не помню, на какие именно соревнования мы ехали, но тогда я впервые надела футболку «Енисея». Это была гордость — надеть форму команды, которую все считали лучшей в крае.

— С какими трудностями вы столкнулись на пути к профессиональному «Енисею»?

— На самом деле — ни с какими. Все произошло довольно просто. Сначала мной заинтересовался тренер Денис Плёнкин. Но в 13 лет я ещё не могла заключать контракт. Через год, когда мне было 14, мы приехали на подготовку к чемпионату Сибири. Тогда я приехала из Ачинска в Красноярск, и мы играли против команды первой лиги. Меня заметил Алексей Вячеславович Мартынов и сказал: «Мы тебя подписываем». Владимир Владимирович Якунин оформил на себя опекунство, и 1 июня 2015 года я подписала свой первый контракт с «Енисеем».

— В профессиональном «Енисее» вашим первым тренером был Алексей Вячеславович Мартынов. Что вы можете рассказать об этом периоде?

— Да, моим первым тренером в профессиональном «Енисее» считается Алексей Вячеславович Мартынов. Мы вместе с ним перешли из первой лиги в высшую. Поэтому, конечно, в 16 лет кажется, что всё так сложно, ты не понимаешь, где находишься. Приходят взрослые игроки, они начинают учить тебя вот этому взрослому футболу. Ты только начинаешь погружаться в это, втягиваться, как бы сказать, в это ощущение профессионального спорта. И когда ты в детстве, в детской спортивной школе, являешься капитаном, а потом приходишь во взрослую команду — всё по-другому. Здесь у тебя нет никаких лидерских качеств, чтобы давать кому-то советы или ставить себя выше кого-то, скажем так. Тут всё стало по-другому.

— Давайте немного поговорим об Ольге Евгеньевне Капустиной. Как вам вообще работалось с ней? И какие её сильные стороны вы можете отметить?

— Ольга Евгеньевна Капустина тоже пришла к нам из Первой лиги, мы даже вместе с ней играли в одной команде. На самом деле было очень непривычно после долгого времени работы с ней как с игроком, что она пришла главным тренером. Мы долго привыкали к тому, что для нас она… раньше мы называли её как-то по имени, потом пришлось называть по имени, отчеству и фамилии. Было видно, что опыта работы главным тренером во взрослой женской команде у неё не было. А так всё хорошо, мы прошли с ней долгий путь. У нас были как поражения, так и самая длинная серия побед с «Енисеем». Я очень благодарна этому человеку, потому что она сделала тот шаг вместе со мной, когда я переходила из детского футбола во взрослый.

— А расскажите о работе с Евгением Константиновичем Портновым. Как строилась работа с ним? Нравилась ли она вам?

— С Евгением Константиновичем, конечно, нравилось. Наверное, если бы мне не нравилось, я бы сейчас, скорее всего, не оказалась в «Рубине». Пришёл новый тренер. Непонятно, мы его не знали. Если тренеры, которые были в Красноярском крае, — как-то связаны с ними, что-то о них слышали и так далее, — то Евгений Константинович стал первым тренером, который приехал откуда-то, чтобы тренировать нас. Было очень интересно, что он нам предложит. У нас тогда еще сильно обновился состав, ушло много опытных игроков, и остался такой средний возраст и молодёжь. Когда он пришёл, у нас было собрание. Я даже помню, что он сразу поставил нам свои условия, рассказал, что и как будет. Показалось, что команда стала чуть более профессиональной. Жаль, что, конечно, в сезон с Евгением Константиновичем в «Енисее» мы не смогли добиться каких-то высоких результатов, хотя очень хотелось.

— А чем отличаются подходы Ольги Капустиной и Евгения Портнова к тренировкам?

— Подходы у них, конечно, разные. У Ольги Евгеньевны мы отрабатывали быстрые выходы в атаку, был больше упор на дисциплину, на то, чтобы мы всегда были собраны, вовремя приходили, соблюдали все внутренние правила команды. Тренировки часто строились на поддержании физической формы и на тактических элементах, которые уже были знакомы команде. А у Евгения Константиновича подход был более современным, более методичным. Он приносил новые упражнения, новые тактические схемы, иногда такие, которых мы раньше даже не пробовали. Больше анализировал, объяснял, почему именно так надо действовать. Тренировки стали более насыщенными в плане тактики и стратегии игры. Появились, например, отдельные занятия только для защитников или только для нападения. Он очень требовательно относился к мелочам, к деталям на поле, мог остановить тренировку ради одного неправильного шага. Так что у них совершенно разные стили работы.

— Какой самый запоминающийся момент в вашей карьере вы можете отметить?

— Пока такого момента не было, всё идёт стабильно. Были эмоциональные качели, когда набираешь хорошую форму, когда тебя хвалят. Но выделить что-то одно я не могу — всего было понемногу. Были моменты радости, были и моменты, когда пролито много слёз.

— Был такой матч, после которого вы сильно плакала?

— Конечно, и не один. Особенно обидные поражения. Например, был сезон, когда вторым тренером был Виктор Владимирович Тренёв, а главным — Ольга Евгеньевна Капустина. Тогда мы первую игру с «Локомотивом» проиграли со счётом 0:7 — слёз было пролито невероятное количество. Но через месяц «Локомотив» приехал к нам, и мы выиграли 1:0 — слёз снова было немерено, но уже от радости! Правда, потом мы опять поехали к «Локомотиву» — и снова проиграли. Вот такой вот женский футбол!

— Получается, это и был самый запоминающийся момент?

— Ну, давайте так: самый запоминающийся момент — это, наверное, серия без поражений, тот же 2021 год. Мы, кажется, восемь игр подряд выиграли. Тогда обошли и «Локомотив», и ЦСКА — для «Енисея» это был отличный результат!

— Скажите, пожалуйста, вы в «Енисее» играли в манеже вместе с командой, а здесь вы играете на открытом поле. Где вам комфортнее и почему?

— Везде есть свои плюсы и минусы. Например, в манеже ты всегда играешь в одинаковых условиях: сухо, светло, нет ветра и солнца. Очень комфортно. Но из-за этого, когда выходишь играть на улице, становится сложно — слишком ярко, бывает дождь, организм не привык. Здесь же, тренируясь на свежем воздухе, ты быстрее адаптируешься к разным погодным условиям, легче дышится, и вообще тренироваться приятнее.

— Были ли люди, которые отговаривали вас от футбола?

— Нет, никогда. С самого детства я просто играла в своё удовольствие. Никто не пытался меня отговаривать, наоборот — всегда поддерживали, хвалили. Всё шло своим чередом.

— А есть ли у вашей семьи какие-то футбольные традиции?

— Скорее, нет. У нас не было каких-то особых футбольных традиций.

— А кто ваши кумиры в футболе? Есть ли у вас примеры для подражания, как среди мужских, так и среди женских игроков?

— Честно говоря, я не так много знаю фамилий в женском футболе, но в мужском футболе у меня есть свои кумиры. Футбол постоянно меняется, как и кумиры, кто-то хорош в одно время, кто-то в другое. Но если говорить о настоящем, то сейчас моим кумиром является Эдегор, прекрасный футболист лондонского «Арсенала». Мне очень нравится за ним наблюдать. До этого был Кевин Де Брейне, мне очень симпатичны атакующие полузащитники такого формата.

— А за какую команду вы болели в детстве?

— В детстве я сильно болела за «Барселону», наверное, лет до 15. Потом я просто начала любить красивый футбол, не привязываясь к одной команде. Мне нравится следить за командами, которые играют в тот стиль, который мне нравится, и, конечно, за футболистами, которые играют в этом стиле. Футбол меняется, и сейчас я больше следую за тем, как играют команды, чем просто болею за одну.

— Уже зимой, в трансферное окно, вы перешли в казанский «Рубин». Расскажите, почему решила переехать в Казань? Что повлияло на ваше решение?

— На самом деле еще летом того года у меня появился стимул к переезду. Мне исполнилось 23 года, а в женском футболе до этого возраста ты принадлежишь клубу. Чтобы перейти в другую команду, нужно либо выкупить контракт, либо ждать окончания этого периода. И я всегда мечтала попробовать себя где-то ещё, за пределами родного Красноярска, где провела 10 лет. Я сама звонила в другие команды, самостоятельно искала варианты. Евгений Константинович знал, что я хочу уйти — я ему ещё осенью об этом сказала. В итоге он предложил вариант с «Рубином». Мне на самом деле нравится Казань — здесь много родственников, потому что моя мама наполовину татарка. Я почувствовала душой, что это правильное решение, что здесь будет комфортно и адаптироваться получится быстро.

— А не сыграло ли роль ещё и то, что Евгений Константинович тоже перешел в «Рубин» и стал главным тренером? Может быть, вам хотелось продолжить работать с ним?

— Конечно, это тоже повлияло. Мне понятен футбол, который предлагает Евгений Константинович, и он мне нравится.

— Были ли у вас сомнения перед переездом в Казань?

— Конечно, были. Когда ты живешь и играешь в одном клубе 10 лет, очень привыкаешь. Это твоя зона комфорта, не хочется ничего менять. Но я понимала, что нужно расти, двигаться вперёд. И в глубине души чувствовала, что если уйду, мне будет хорошо.

— Успели ли уже погулять по Казани?

— Да, конечно! Мы еще раньше, когда приезжали на выездные игры с «Енисеем» в Казань, с Ангелиной Цирульниковой ездили посмотреть город. Нам очень понравилось.

— А какое место стало для вас самым любимым?

— Самое любимое место? Наверное, пусть будет улица Баумана. Там очень красиво, много заведений. Я вообще люблю посещать разные кафе и рестораны, мне это интересно и доставляет удовольствие.

— А бывали ли вы в каких-то национальных заведениях, местах притяжения молодежи? Например, у нас есть около Казанского Федерального университета Сковородка или национальные татарские кафе, рестораны? А может вам нравятся забегаловки, где кормят эчпочмаками, беляшами и т.д.?

— Вообще-то я там еще не была, но очень хочу. Пока еще не рискую пробовать татарскую кухню, хотя очень-очень хочу.

— На встрече с болельщиками вы рассказывали, что у вас есть хобби — собирать пазлы. Расскажите, почему появилось такое хобби и когда именно?

— Когда я переехала в Казань пару месяцев назад. В выходные особо нечем было заняться: учёба закончена, гулять — это понятно, но всё равно устаешь, хочется чем-то занять себя дома, кроме сериалов и фильмов. Вот я и решила собирать пазлы. Купила набор на 4000 штук — надеюсь, этого хватит на два года, на которые я подписала контракт. И очень хочу к концу срока собрать их все и подарить хозяйке (смеётся).

— Когда вы были в Турции, увидели в одном из видео, что вы разгадывали сканворды. У вас вообще есть какая-то «мания» на интеллектуальные развлечения вроде сканвордов, филвордов, кроссвордов?

— О, я обожаю это! Люблю филворды, сканворды, судоку — для меня это настоящий отдых. Я люблю интеллектуальные занятия: читать книги, особенно детективы с ноткой романтики — это моя любовь! Перечитала уже, наверное, сотни таких книг. Для кого-то это нагрузка, а для меня — лучший отдых.

— Как бы вы описали коллектив, который сейчас собрался? Какие бы эпитеты вы подобрали?

— Мне очень нравится коллектив. Девочки все весёлые, но при этом серьёзно настроены. У всех есть характер, и каждая старается. Я не вижу ни одной, кто бы опустил руки в сложный момент. Мне кажется, именно благодаря такому настрою мы в тяжёлых играх сможем добиваться результата и подниматься в турнирной таблице.

— Как бы вы описали атмосферу в раздевалке и на тренировках?

— В раздевалке очень забавная атмосфера. Мне нравится, когда мы включаем музыку, и каждая девочка по очереди выбирает свои треки. Например, Алина Зайнутдинова включает татарские песни, и это для меня что-то новое, необычное и забавное!

— Вы уже упомянули, что вам нравится атмосфера в раздевалке. А как вы оцениваете вклад руководства клуба в создание этой атмосферы?

— Я хочу похвалить руководство Казани и клуба. Когда мне позвонил Князев Андрей Николаевич и рассказал о своих целях, о том, что он хочет развивать женский футбол в Казани, мне очень понравилось это предложение. Я увидела, что в этом году они серьёзно вкладываются в клуб, что они любят женскую команду. Он неоднократно приходит к нам перед тренировками, играми, после тренировок и игр, подбадривает нас. Кроме того, хочется отметить, что рядом с нашим тренировочным полем строится новая база для женской команды, для девочек из ЮФЛ и молодежки. Это здорово, потому что мы видим, что женский футбол в Казани будет развиваться.

— А как вы относитесь к возможности попасть в сборную? Вы бы хотели сыграть за нее?

— Конечно, попасть в сборную — это мечта любой девушки. Я прошла все этапы сборной России — от юниорской до молодёжной, и, конечно, хочется попасть в национальную сборную и сыграть за неё.

— Как вы к этому стремитесь? Есть ли у вас план, как вы будете работать, чтобы попасть в сборную?

— Стремлюсь я просто через ежедневные тренировки. Я выкладываюсь по полной и это не только ради сборной. Я делаю это ради себя, чтобы улучшать свои навыки и становиться лучше. Если тренер сборной решит, что я достойна играть за них, я буду играть за сборную России.

— Почему, по вашему мнению, на матчах женского футбольного клуба «Рубин» пока не так много болельщиков на стадионе? Есть ли у вас какие-то предположения?

—На самом деле, когда мы сыграли первую домашнюю игру против «Крыльев Советов», я была безумно рада, что столько болельщиков пришли поддержать нас. Это было так приятно — их крики, подбадривания, это чувствовалось, и, конечно, мотивировало нас идти вперёд. Моя знакомая ходила на игры и сказала, что трибуны расположены не очень удобно. Например, если ты стоишь за воротами, то не можешь нормально видеть игру, когда команда атакует противоположные ворота. Это, наверное, один из факторов, почему зрителей не так много. Проблема именно в неудобстве, и люди могут предпочесть смотреть матч дома, а не идти на стадион.

— А что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы зрителей стало больше? Может быть, изменить что-то в организации или вообще в подходе?

— Во-первых, нужно выигрывать. Когда команда побеждает, на матч всегда приходит больше людей. Это очевидно. Наша задача — выигрывать и показывать хороший футбол. Но, конечно, и стадион влияет. Людям, видимо, проще и удобнее смотреть матч дома, чем приходить на стадион.

— Казань и Красноярск — оба города спортивные. Какой из них вам ближе по духу? Есть ли у них какие-то особенные отличия для вас?

— И в Красноярске, и в Казани много спортивных команд, и в обоих городах развивают инфраструктуру. Здесь, в Казани, есть больше команд в высших лигах, например, в КХЛ и РПЛ. Мужской «Рубин» играет в высшей лиге, а в Красноярске в основном команды из ФНЛ и ВХЛ. Это, конечно, не такой высокий уровень, но они стремятся развиваться и двигаться дальше!

— А какие виды спорта вам интересны, помимо футбола?

— Недавно я начала следить за хоккеем, наверное, год назад. Мне очень нравится этот вид спорта, он такой динамичный, интересный, и я, если честно, люблю потасовки. Также начала интересоваться баскетболом, особенно в Красноярске. Пока не совсем понимаю тактические ходы, но мне этот вид спорта тоже нравится.

— Вы уже были на играх «Ак Барса» здесь в Казани?

— Я как-то не решилась сходить, хотя меня звали. Но вот недавно была очень интересная серия с «Автомобилистом». Очень жаль, что не смогла.

— А вы сами занимаетесь каким-то другим видом спорта, помимо футбола? Может, играете в настольный теннис?

— Да, я на самом деле люблю играть во всё. В Красноярске я часто играю в настольный теннис, мне это очень нравится, и думаю, что неплохо в этом деле справляюсь. Также ходила на волейбол, занималась большим теннисом и плаванием. В общем, мне нравятся все виды спорта, в которых могу себя попробовать.

— Какие стереотипы о женском футболе вы встречали?

— О, это классика. Женский футбол часто воспринимают как нечто второстепенное, что, мол, «женщинам не место в этом мужском виде спорта, лучше готовь еду, сидите дома, занимайтесь семьей, а футбол — это не для вас». Но на самом деле, это всё просто стереотипы. Мы, женщины, тоже можем играть в футбол на высоком уровне.

— Какие у вас есть футбольные ритуалы перед матчем или после него? Что вы делаете постоянно и систематически перед играми?

— Просыпаюсь, завтракаю, немного играю, смотрю телевизор, разгадываю сканворды с Ангелиной Цирульниковой. Это помогает отвлечься от телефона, потому что если долго сидеть в ленте перед матчем, начинает болеть голова. А так мы спокойно сидим с газеткой, играем в судоку и готовимся к игре. Сейчас у меня нет какого-то особенного ритуала подготовки. Как ты тренировался всю неделю, так и сыграешь. Можно сказать, что лучше своей тренировки ты не сыграешь.

— Может, у вас есть какие-то особенные бутсы или, например, особая шнуровка, которая помогает чувствовать себя увереннее?

— Кстати, да. Я, наверное, уже лет десять играю только в одной и той же линии бутс — Nike Tiempo Legend. Иногда чередую их с Nike Tiempo Premier. Другие модели я вообще не воспринимаю — только в этих чувствуешь максимальный комфорт. Ну и перед выходом на поле я обязательно крещусь.

— Что бы вы сказали девочкам, которые мечтают играть в футбол, но боятся начать?

— На самом деле, бояться — глупо! Если ты действительно любишь что-то делать, ты делаешь это вопреки всему. Просто наслаждаешься процессом — и всё идёт само собой!

Источник: ЖФК «Рубин»