Мария Сучкова: «Верю, что будем собирать полные трибуны», Руководитель департамента женского футбола РФС – о развитии женского футбола в России, Женская футбольная Лига. Официальный сайт
Новость
02 мая
Мария Сучкова: «Верю, что будем собирать полные трибуны»
02 мая
Мария Сучкова: «Верю, что будем собирать полные трибуны»
Несмотря на отстранение от международных соревнований, в России ни на минуту не останавливалось развитие футбола, в том числе женского. Это можно оценить и по обилию матчей женских сборных с иностранными соперниками, и по росту конкуренции в Winline Суперлиге – чемпионате России по футболу среди женских команд. Состав участников элитного дивизиона (13 команд) – самый большой на данный момент в 21 веке.
Обсудили с руководителем департамента женского футбола РФС Марией Сучковой нюансы, связанные с привлечением аудитории, организацией чемпионата, а также взаимодействием c УЕФА.
«Спартак» обеспечил повышение конкуренции и показал отличные маркетинговые результаты»
— Как оцените развитие женского футбола в России прямо сейчас? Уровень растет?
— Безусловно растет. У нас подрастает молодое поколение, которое, в отличие от предыдущих, уже с самого детства обладает регулярной игровой практикой и может развивать свои навыки. Это связано с системой ЮФЛ. Она действует среди женских команд: в ней представлены соревнования в возрасте с 14 лет до 21 года, то есть вплоть до Молодежной лиги. Таким образом, девчонки получают возможность играть и развиваться в соревнованиях. Это большой шаг вперед по сравнению с тем, что было раньше.
Один из недостатков, который у нас был в прошлом, это нехватка игровой практики, соответственно, нехватка возможностей развития для футболисток в юном возрасте. Сейчас мы видим результаты наших усилий: смотрим на молодых игроков, которые в том числе уже выросли в системе ЮФЛ и теперь выступают на профессиональном уровне.
— Как оцените интерес к женскому футболу? Не перешла ли часть болельщиков с мужского футбола на женский после появления фан-айди?
— По болельщикам мы видим, что у женских команд изначально была своя собственная аудитория, хоть и небольшая. Это люди, которые следили именно за женскими командами. Но с появлением женских команд в структурах клубов РПЛ, видим перетекание аудитории – люди болеют за свой клуб, свои цвета, свой город, начинают болеть и за женскую команду клуба, появляется все больше общих болельщиков. Видим и интерес к трансляциям женского футбола. Топовые клубные матчи, которые можно посмотреть на федеральном «Матч ТВ», собирают в районе 2 млн. зрителей.

«Спартак» – «Зенит». Фото: РФС
Но самое ценное для нас – это рост интереса самих девочек и их родителей к занятиям футболом. В этом, в том числе, огромная заслуга проекта РФС «Футбол в школе», направленного на развитие массовости через знакомство с футболом на уроках физкультуры. Сейчас в школах по всей России футболом занимаются более 700 000 девочек, это почти половина от общего количества детей. Количество девочек в спортивных школах и академиях также постоянно растет — с 2021 по 2024 год оно выросло в 2 раза.
— Вы видите здесь разграничения у болельщиков таких команд, как «Зенит», «Спартак», «Локомотив», «Краснодар», представленных и в мужском, и в женском футболе? Может быть, некоторые сейчас выбирают для себя только приоритетом женскую команду и ходят только на нее?
— Действительно, есть такая категория болельщиков. Нас радует, что это семейная аудитория. Зачастую это девочки, которые сами занимаются футболом, и их друзья, родители. Очень радуемся, когда видим семьи на трибунах – это создает теплую атмосферу.
— «Спартак» одним из последних из топ-клубов создал женскую команду. Какой это принесло эффект лиге и клубу? Был прирост фанатов?
— Это безусловно дало прирост фанатской базы, увеличение конкуренции. «Спартак» в первом своем сезоне показал отличные маркетинговые и спортивные результаты, завоевал бронзовые медали чемпионата. Думаю, повышение конкуренции «Спартак» точно обеспечил.

«Спартак». Фото: РФС
«С УЕФА идет контакт по программам развития»
— Многие ждут возвращения российских футбольных команд в международные соревнования, в том числе в еврокубки. Вы в контакте с УЕФА?
— Да, безусловно, контакт с УЕФА остался. Как член комитета женского футбола УЕФА я регулярно общаюсь с коллегами. Также идет работа по программам развития, в частности по программе «Хет-трик», которая подразумевает финансирование в том числе и программ развития женского футбола.
— В начале года появилась новость, что УЕФА выделит 1 млрд евро на развитие женского футбола. Полагается ли из этой суммы что-то России?
— Да, в рамках той самой программы «Хет-трик», которую я упоминала.
Вообще в этом четырехлетнем цикле у УЕФА два приоритета по фондам для развития женского футбола, которые они выделяют национальным ассоциациям. Во-первых, это развитие лиг и их дальнейшая профессионализация. Мы, с точки зрения уровня развития лиги, находимся довольно высоко. Речь здесь о количестве игроков-профессионалов, устройстве правил по лицензированию. Понятно, что нам сейчас очень важно увеличивать посещаемость, вкладываться в маркетинг и так далее.

Мария Сучкова. Фото: Владимир Сергеев, РФС
Второе направление, которое поддерживает УЕФА в этом цикле, это развитие женских сборных команд. Для них предполагается установить минимальные стандарты с точки зрения инфраструктуры, кадрового обеспечения, логистики. Основная задача УЕФА — создать некоторый минимальный стандарт, по которому команды сборных обеспечиваются и по которому ведется работа в каждой национальной ассоциации.
— Часто футбол в России сравнивают с европейским. Выдерживает ли женский футбол конкуренцию?
— Безусловно мы смотрим на европейский опыт, особенно на опыт ведущих стран, таких как Англия, Франция, Испания, Германия. Смотрим, как они развивались — они начали свой путь сильно раньше, чем мы. Мы сейчас находимся в среднем сегменте развития, приближаясь к топовому сегменту, согласно обзору, который делал УЕФА. Это касается не только спортивных вопросов, но и аудиторных показателей: трансляций, маркетинга и так далее.

Женская сборная России. Фото: РФС
— Что хотелось бы интегрировать в российский женский футбол из европейского в ближайшее время? Медийные составляющие?
— Мы смотрим и на медийные составляющие, и на то, как лиги, которые чаще всего находятся в структуре национальных ассоциаций, работают на поддержку клубов, на стимулирование их к дальнейшему развитию, к привлечению аудитории. Еще один момент, на который мы сейчас как раз смотрим, это развитие вторых дивизионов в женском футболе. Сейчас изучаем, как это устроено в других странах.
— Поддерживаете контакт с представителями других лиг, чтобы сделать продукт еще качественнее?
— Да, такой контакт есть.
«Для матчей женских команд оптимальны стадионы на 5-10 тысяч зрителей»
— Возможно ли в России собирать полные стадионы на женском футболе?
— Я верю, что возможно.
— Это произойдет в ближайшем будущем?
— Зависит от того, какие стадионы. На самом деле на нынешнем этапе оптимальные для проведения матчей женских команд стадионы – на 5-10 тысяч зрителей. Несколько лет назад я была на домашнем стадионе женской команды «Челси». Это четырехтысячник, и он был заполнен.

Алсу Абдуллина, «Челси»
«Челси», как правило, играет именно на нем и только на крупные матчи выходит на стадион мужской команды. Этой же практике мы следуем сейчас. Если смотрели по прошлым сезонам, регулярные матчи проводятся на основных стадионах женских команд. Топовые матчи, в первую очередь финал Winline Кубка и Winline Суперкубок, плюс некоторые регулярные матчи чемпионата играются на больших стадионах. Дальше — вопрос нашей общей работы с клубами над заполняемостью. Я верю, что сможем заполнять арены.
— Представляете такое, что на женское дерби ЦСКА и «Спартака» собирается аншлаг, например, на «ВЭБ Арене»?
— Я думаю, что мы к этому идем.

«Спартак» – ЦСКА. Фото: РФС
— Когда представляете полный стадион фанатов на матче женской команды, о чем думаете?
— В первую очередь, думаю про игроков. Это непередаваемые ощущения для них, особенно, для тех, кто играет уже какое-то время и помнит совершенно пустые трибуны.
— Система «боления» как-то изменится, когда женский футбол выйдет на такой уровень? Может, упадет интерес к мужскому футболу?
— Я бы здесь не проводила сравнение между мужским и женским футболом. Как я говорила, есть разная аудитория. Кто-то ходит на матчи только женских команд. Наша цель — расширить аудиторию, сделать матчи женских команд формой, в том числе, семейного досуга в выходные.
«Мы на связи с коллегами из РПЛ по вопросам популяризации женского футбола»
— До сих пор не у всех в РПЛ есть свои женские команды, хотя ранее говорилось, что это будет чуть ли не обязательным условием для клубов. Как-то ситуация поменялась?
— Ситуация поменялась с принятием в 2022 году правил лицензирования, в которых для клубов была выстроена траектория развития женских команд, в том числе, молодежных. Сначала это были команды возрастной категории до 16 лет. По текущим правилам у всех клубов, выступающих в РПЛ, должны быть женские команды до 14 лет, до 16 лет, молодежная команда до 21 года и взрослая команда, которая выступает либо в Суперлиге, либо в Первой лиге.
— Как происходит процесс принятия клуба в Суперлигу? От кого исходит инициатива?
— На данный момент мы остаемся гибкими и открытыми. В первую очередь должна быть инициатива клуба. Для нас же важно понимание, что клуб будет соответствовать правилам лицензирования – по инфраструктуре, кадровому обеспечению, финансам. Пока в этом смысле лига открытая, но в какой-то момент нужно будет принимать решение о том, чтобы лигу закрывать. Правда, это произойдет только после того, когда у нас будет выстроен полноценный второй дивизион и станет возможен переход по спортивному принципу.

«Локомотив» – «Рубин». Фото: РФС
— Говорят, что женский футбол — это не про маркетинг или бизнес, а скорее репутационная история. Правда ли это?
— УЕФА уже третий год ведет проект, который посвящен женскому футболу как бизнесу. Этот проект направлен на то, чтобы самым разным заинтересованным лицам — и спонсорам, и клубам, и национальным ассоциациям — показать, что у женского футбола есть перспективы как у бизнес-продукта. Эти перспективы очень хорошие, там еще работать и работать, чтобы достичь пика развития.
По нашей стране я бы не сказала, что женский футбол – это не про маркетинг. Три года Суперлига ведет маркетинговый чемпионат — соревнование между клубами в организации матчевых активностей, в привлечении болельщиков на стадионы, приросте и вовлеченности аудитории в социальных сетях. Мы видим, что для всех клубов участников Суперлиги женский футбол — это в том числе и про маркетинг.
— Сотрудничаете ли вы с РПЛ? По каким вопросам?
— Президент РПЛ является членом Комитета женского футбола РФС. Кроме того, мы находимся на связи с коллегами из РПЛ по вопросам популяризации женского футбола. Сейчас, например, у нас идет голосование за лучший сейв в каждом из туров Суперлиги. И игроки РПЛ принимают участие в выборе лучшего спасения в качестве экспертов. Совместно подсвечиваем это в соцсетях, чтобы привлечь дополнительное внимание к мастерству футболисток.

Мария Сучкова. Фото: Владимир Сергеев, РФС
— В будущем не думали провести медиаматч между женской и мужской командами? Было бы это интересно фанатам?
— Я не большой сторонник матчей между женскими и мужскими командами, ни в каком формате. Если шире говорить о сотрудничестве с медиафутболом, то мы всегда открыты. В позапрошлом году, например, с Winline Медиалигой организовали совместный матчдей в Калининграде: у нас был финал кубка, а ребята играли полуфинальный матч. Обе игры состоялись в один день друг за другом, была общая билетная программа и совместное промо. Таким образом мы объединили усилия по привлечению аудитории.
— У РФС была команда в Медиалиге — «Наши Парни». Можно было бы выставить подобную женскую команду?
— Пока такого не планируем (смеется). У нас все игроки заняты в Суперлиге.
Источник: Metaratings.ru