Наталья Авдонченко: «Каблуки? Нет. Кроссовки, однозначно!», Интервью с известным экс-арбитром ФИФА., Женская футбольная Лига. Официальный сайт

Новость

02.07.2019

Наталья Авдонченко: «Каблуки? Нет. Кроссовки, однозначно!»

02.07.2019

Наталья Авдонченко: «Каблуки? Нет. Кроссовки, однозначно!»

Наташе Авдонченко, которая когда-то играла в футбол сама, в том числе за сборную СССР, потом 15 лет работала судьей на высшем уровне, а теперь инспектирует матчи по линии РФС и УЕФА.

— За женским чемпионатом мира, проходящим во Франции, следите?

— К сожалению, очень мало: просто нет времени. Параллельно идет чемпионат России, плюс Кубок страны, в котором принимают участие команды высшего и первого дивизионов. А еще занимаюсь анализом подготовки женщин-судей.

Но одним глазком, конечно, слежу. И информацию о женском чемпионате мира мне, кстати, из-за рубежа присылают, в частности англичане.

— Как бы смотрелась наша сборная, попади она на этот турнир?

— Думаю, достойно. В этом случае я точно бы смотрела чемпионат. Мне одинаково интересен что мужской, что женский футбол.

— Не обидно, что женский чемпионат мира не привлекает такого внимания, как мужской?

— Конечно, обидно! С другой стороны, скажите мне, в каком издании можно сегодня прочитать про женский футбол, кроме как на сайте РФС?

— Согласен с вами — ни в одном. Подобные материалы печатают разве что за деньги…

— Вот с этого и надо начинать! Сегодня есть какие-то группы в соцсетях, которые обмениваются информацией о женском футболе. Как правило, их ведут пресс-атташе команд. Но все это узко-узко. Обидно, потому что в Европе и в остальном мире женский футбол очень популярен. А у нас в нем работают одни энтузиасты. Это большой минус.

«Я — энерджайзер»

— Чем вы занимались во время мужского ЧМ-2018?

— Своей обычной работой. Посетила матч Россия — Испания в Лужниках, а остальные смотрела дома по телевизору. А что, никто не мешает, никто не плюется… Честно говоря, не очень люблю ходить на стадион.

— Как вам дался переход от работы на свежем воздухе к офисной?

— Я в офисе подолгу не сижу: моя работа подразумевает постоянные разъезды, нужно уделять внимание всем и каждому. Как и раньше, двигаюсь, я такая же активная, по-прежнему много времени провожу на стадионах, на сборах, на семинарах — как у мужчин, так и у женщин, — общаюсь с молодыми судьями. Скоро буду работать на юношеских соревнованиях, которые проводит РФС на двух стадионах в Москве — «Спартаке» и имени Нетто. В общем, энерджайзер! (Смеется.)

— К цивильной одежде после спортивной долго привыкали?

— Я бы не сказала, что привыкала — я ее не очень люблю. У меня в гардеробе есть юбки-платья, и если нужно куда-то выйти или по работе заехать в РФС, то, естественно, надеваю не спортивную форму, а блузку с юбкой. А вот кроссовки до сих пор люблю! Когда была игроком, ходила в них и зимой и летом. Если выбирать между туфлями на каблуках и кроссовками, надену кроссовки, однозначно!

— У вас есть в РФС свой кабинет?

— Персонального — нет. Должность не позволяет, да я и не хочу сидеть отдельно. У нас в кабинете сидят три человека, каждый занимается своим делом. Это менеджер сборной России Светлана Петько, Ольга Карасева, которая активно занимается первенством России, ну и я — в комитете инспектирования.

— Цветы вам часто дарят?

— Нет, не часто. Я их не очень люблю. В день рожденья и на 8 марта, конечно, получаю букеты. И хватит!

Часы от Ельцина

— Каким был самый памятный подарок из тех, что вы получали на протяжении судейской карьеры?

— Их было много, особенно когда судила интересные турниры. А самый-самый? Наверное, тот, что получила после судейства на первом Кубке президента, еще при Борисе Николаевиче Ельцине. Помню, тогдашний управляющий делами президента Павел Павлович Бородин подарил мне, единственной женщине на турнире, наручные часы с надписью «От президента России». Они до сих пор у меня хранятся. Я их ни разу не надевала и даже не знаю, сколько они стоят.

А так, честно скажу, шубы мне никто не дарит и машины тоже. Я все зарабатываю сама, честным трудом.

— Ну, а кубки, мячи, награды у вас наверняка есть?

— Многие из них я недавно раздала. Сохранила статуэточки с чемпионата мира и чемпионата Европы по женскому футболу, на которых написано, какие матчи я судила. Они мне очень дороги. Мячи привозила едва ли не с каждого чемпионата и международного турнира, но потом отдала их деткам, занимающимся женским футболом.

А самая ценная медаль у меня — с Универсиады в Баффало. Я тогда еще была игроком. Мы сотворили сенсацию — никто от нашей команды ничего выдающегося не ожидал, все думали, что поехали туда туристами. А мы в итоге привезли медали за третье место. А ведь среди соперников были такие гранды, как США и Китай. Медаль сделана из настоящей бронзы. Она очень-очень красивая и для меня — самая дорогая.

— А традиция хранить свистки у судей есть?

— Знаю, что эмблемы хранят многие арбитры, и я в том числе. У меня собраны все от первого моего года до последнего, то есть за 15 лет судейской карьеры. Еще храню монетки, выданные УЕФА и ФИФА, они разные. Остались и свистки, хотя я их щедро дарила. Надеюсь, они мне еще пригодятся для работы.

Что касается наших девчонок, знаю, что у кого-то из них есть свои маленькие секреты, свои правила, но об этом лучше спросить у них самих.

— Когда в последний раз доводилось выходить на футбольное поле?

— Прошлой зимой, на Кубке легенд в «Олимпийском». Меня пригласили там поработать, и я испытала огромное удовольствие. Хотя нервных игроков, как ни странно, на этом турнире хватало. В этом плане меня поразила Германия, которая никак не хотела проигрывать. Считаю, что немного неправильно повела себя и сборная России, которая забивала соперникам и забивала. Наши ребята более быстрые, немцы за ними просто не успевали. У нас же были парни, которые только недавно закончили карьеру — Павлюченко, Аршавин… Естественно, немцев это бесило.

«Дашь слабину — сожрут!»

— Вы прекрасно выглядите, все это подмечают. Как удается поддерживать хорошую форму? Фитнес?

— Во-первых, регулярные физические нагрузки. Они, конечно, не такие, как раньше, когда занималась судейством, но все же я очень много над собой работаю. Во-вторых, правильное питание. Хотя позволяю себе и сладенького поесть, и лишнюю печеньку. Но все-таки рацион урезаю — если бы ела все подряд, была бы гораздо шире.

Конечно, люблю массаж и вообще уходу за собой уделяю внимание. Плюс еще у меня есть очень близкий человек, который рядышком, поддерживает меня, любит. Это тоже влияет.

— Вы давно работаете в специфическом мужском коллективе. Кто из ваших коллег настоящий джентльмен?

— Все, наверное — даже выделить некого. В большей степени — люди моего возраста, моего времени. Начиная с той поры, когда вели меня как начинающего арбитра, до нынешних дней. Очень нравится, что меня ценят, уважают, поддерживают. Это важно. Ведь быть игроком — одно, а инспектором — совсем другое. Не так просто сохранить себя в этой футбольной жизни. Слава богу, что в этом смысле у меня все хорошо.

— А кто самый брутальный?

— Зверюга, что ли? Даже не знаю. Возле меня таких точно нет.

— С кем из футболистов вам было труднее всего?

— Если мы говорим про судейство мужских команд, то мне никогда не везло с молодежкой «Торпедо». С ними вечно были какие-то терки. И, пожалуй, еще с ЦСКА, когда там работал Аджем. Все мозги мне утюжил своими криками: «Але, але?!»

Что же касается обратных примеров, то выделила бы «Спартак», «Локомотив», «Динамо», когда в нем Сережа Силкин работал… Дисциплина идеальная была. В «Локо» порядок был под руководством Саркиса Оганесяна. С этими командами у меня никогда трудностей не возникало.

— А пример интеллигентного футболиста можете привести?

— Денис Бояринцев — я уже неоднократно говорила о нем в интервью. Он в игре был моим помощником, сам пресекал любую грубость. Даже не помню, как он, уже сложившийся футболист, попал в молодежку, ведь там в основном играют юные.

Могу еще отметить ветеранов «Спартака», которых я очень много судила. Это и Кульков, и Хидиятуллин, и Аленичев, и Карпин — да всех можно перечислить. Они почти все мои одногодки.

— Как относитесь к ненормативной лексике на футбольном поле?

— Я сама такая же! (Смеется.) Иногда надо уметь разговаривать на том языке, на котором к тебе обращаются. И это помогает. Потому что стоит показать слабину — все, тебя сожрут. Если ты вышла на футбольное поле, то должна не ставить себя над игроками, а найти с ними такой контакт, чтобы тебе легко работалось и ты могла спокойно управлять игрой.

Повторяю, у меня никак не складывалось с «Торпедо» — то я не так свистнула, то штрафной пропустила… И тренеры всегда подливали масла в огонь. Господи, думаешь, ну когда же это все закончится? Как гаркнешь — и понимаешь: помогает. Но не на весь стадион, конечно.

«Новая Зеландия — это космос»

— Как на местах принимают женщин-инспекторов?

— В чемпионате России нельзя пожаловаться ни на один клуб, все к тебе относятся с большим уважением. Во-первых, они нас хорошо знают. Во всяком случае, тех, кто раньше сам играл и закончил карьеру.

Понятно, что в женском футболе деньги другие. Никто тебе не дарит коробку икры или еще чего-нибудь. Все в пределах правил, в пределах регламента.

— В какие города нравится ездить, а куда не очень?

— Россия-матушка должна быть любима везде… Знаете, что не нравится? Дальние перелеты. В Красноярск, например, четыре часа лету, и никуда от этого не денешься. Будь это бизнес-класс, было бы здорово, а когда эконом — не очень.

А что касается, скажем, Перми или Рязани, никаких проблем. Краснодар — тоже, перелет очень быстрый.

— Какая поездка за рубеж вам запомнилась больше всего?

— В Новую Зеландию. Это был мой первый чемпионат мира, в категории U-17. Эти 29 дней не забуду никогда. Мне доверили там судить матч за третье место Германия — Англия. На игре присутствовал Франц Беккенбауэр, мой любимый защитник, у меня даже есть фотография с ним. Удалось пообщаться. Это незабываемо!

Новая Зеландия — зеленая страна, чистенькая, аккуратненькая. Жизнь медленная, очень спокойная. Это было для меня как космос!

— Вы свободно себя чувствуете за границей?

— Теперь уже да, а раньше побаивалась немножко, потому что мой английский был не на уровне, не хватало словарного запаса, не могла поддержать беседу, написать серьезный анализ после игры. Когда была игроком, еще труднее приходилось.

— Какие-то сувениры привозите?

— Магнитики — это обязательная программа. Что-то еще, что заинтересует.

— Что вас занимает помимо футбола?

— Само собой, другие виды спорта. Я, между прочим, больше люблю быть вне дома — куда-то пойти, просто прогуляться, что-то почитать, что-то посмотреть в интернете. Мне нравится обучать, преподавать. Испытываю от этого даже больше удовольствия, чем когда сама судила. Разные места, разные сборы. Люблю анализировать, где что лучше.

«Я на борщах выросла»

— А какая вы в быту? Хозяйка какая?

— Дома у меня всегда порядок, а как же?! Все чистенько, все разложено по полочкам, я знаю, где что лежит. Люблю готовить. Хотя, когда устаю, могу сумку неразобранную поставить у порога — и она будет стоять там сутки. (Смеется.)

— Какое из своих блюд считаете фирменным?

— Раньше гордилась борщом и часто его варила — я ведь родилась на Украине. А самое лучше — хлеб, огурец, сало. Это же наше! Это променять невозможно.

Если же говорить о здоровой еде, предпочитаю рыбу, которую готовлю либо на пару, либо в духовке.

— А что из еды больше всего любили у мамы в Чернигове?

— Говорю же, я на борщах выросла! И вприкуску — сало с черным хлебом! А если вы имеете в виду сладости, то лучше украинской халвы нет ничего на свете! И нигде.

— По чему из детства особенно скучаете?

— По своей деревне, куда я приезжала на каникулы и где знаю каждый уголочек-закуточек. Когда туда приезжаю, обязательно иду на кладбище навестить родственников и друзей, со всеми разговариваю. Конечно, мне не хватает всех этих людей. И я поняла: чем старше становлюсь, тем больше об этом думаю, тем больше мне хочется их обнять. К сожалению, это уже невозможно.

— С позиции нынешнего времени стали бы советовать девчонкам идти в футбол?

— Конечно, хотя раньше была категорически против. Футбол — это прекрасно, это коллектив, настоящая дружба, здоровье. Это лучше, чем просто болтаться на улице. Интересно проникнуться той атмосферой, которая есть в Европе, в остальном мире. И не нужно бояться футбола — это не штанга, не бокс. Это очень красивый вид спорта, просто мы о нем очень мало знаем. А может, и не хотим знать.

— А что вам футбол дал в жизни?

— До футбола я была обычным учителем физкультуры, занималась детьми. А он дал мне сумасшедшую географию, причем не только в нашей стране. И новые знакомства, и развитие, и возможности проявить себя.

— И заработок, наверное, тоже?

— Я бы так не сказала: в женском футболе никогда не зарабатывают много, не платят подъемных при переходе из одной команды в другую. У нас почти всегда был минимум экипировки, почти никогда не было нормального массажа, сауны. Это сейчас у нас все разбалованы, а когда я играла, была одновременно и дворником, и уборщицей: мне нужно было прокормиться. А денег, которые платили в футболе, не хватало. Очень трудный путь.

— О чем мечтаете?

— О том, чтобы мой опыт пригодился. Хочу быть примером для нынешнего и будущих поколений. Работать и как можно дольше оставаться там, где я востребована.

Источник: SPORTBOX.RU